Опубликовано: 19.04.2018
Автор статьи:Anatoliy Zymnin
Anatoliy Zymnin
19.04.2018
СМИ про EWL

Украинцы сейчас спасают польский рынок труда

Украинская миграция в Польшу в последнее время стала одной из самых заметных тем двусторонних отношений. Все больше украинцев в поисках работы за рубежом обращает внимание на западную соседку — Польшу, которая близка географически, культурно и куда легче всего сделать визу.

С какими проблемами сталкиваются украинские трудовые мигранты в Польше? Каковы тенденции на польском рынке труда? Отбирают ли украинцы рабочие места у поляков? На эти и другие вопросы в интервью собственному корреспонденту Укринформа ответил директор польской компании по трудоустройству иностранцев EastWestLink Анджей Коркус.

НА ПОЛЬСКОМ РЫНКЕ ТРУДА — ГИГАНТСКИЙ СПРОС НА ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

— Господин директор, сколько украинских мигрантов сейчас находится в Польше?

— Думаю, что около миллиона человек. В прошлом году, в пиковый период, в конце лета — начале осени одновременно было более миллиона человек.

— Украинским работникам в последние годы было нелегко в Польше. Очень часто встречались случаи обмана, например недоплаты зарплат или ужасные условия проживания.

— Эти злоупотребления на самом деле «вычистили» рынок. Сейчас на рынке труда гигантский спрос на работников. Поэтому, если они сталкиваются с плохим отношением работодателя или получают зарплату ниже обещанной, то просто уходят к другому работодателю. Предложений работы настолько много, что есть из чего выбирать. Только на строительном рынке Польши сейчас есть 100 тыс. вакансий, о которых сообщают представители этого бизнеса. И это не PR, а реальность. Крупнейшие польские строительные компании не участвуют в небольших тендерах, поскольку они опасаются, что не смогут реализовать инвестиции из-за недостатка работников.

— Если суммировать по всем секторам польской экономики, то каков спрос в Польше на иностранного работника?

— Сложно сказать. Сейчас наблюдается замедление в трудоустройстве в сезонных секторах, например аграрном. Но еще весна, а когда придет летний сезон, то прогнозирую, что польской экономике опять не будет хватать 300 тыс. работников.

Эти люди могли бы приехать из Украины, Беларуси, Молдовы, возможно, и из более отдаленных от Польши стран. Однако созданная польская система по привлечению миграции не столь эффективна, чтобы обслужить весь спрос на рынке труда.

-С какими проблемами сталкиваются украинские трудовые мигранты после приезда в Польшу?

— Первая и основная проблема — это языковой барьер. С каждым днем все больше украинцев приезжает в Польшу из центральной и восточной Украины, где они часто даже не говорят на украинском. Следовательно, им еще сложнее понять польский язык, чем жителям западной Украины. Из-за незнания языка у них проблемы с адаптацией в труде, общении с польскими работниками. Хорошая конъюнктура на польском рынке труда привела к тому, что иностранцев трудоустраивают предприниматели, которые не подготовились к этому. Следовательно, бывают случаи нетолерантного отношения к иностранцам и т.д.

Приезд мигрантов решает проблемы на рынке труда. Если работников мало, то работодатели должны лучше позаботиться о них. Все просто: если работодатель не обеспечивает надлежащих условий, то у него будет меньше работников, что отразится на производстве. Поэтому сейчас каждый работодатель прилагает усилия, чтобы лучше адаптировать иностранца к работе, часто используя опыт специализированных учреждений, таких как наше.

— Как ваша компания помогает преодолеть эти трудности?

— Мы являемся буфером между работником и работодателем: обеспечиваем работников жильем, обучаем их, объясняем суть работы в начале, ставим бригадиров, которые координируют процесс адаптации работников. Другими словами, мы обеспечиваем иностранцам «мягкую посадку». Цель работы нашей фирмы направлена на нивелирование барьеров между польским работодателем и иностранцем-мигрантом.

Автовокзал в Варшаве является крупнейшим хабом, куда приезжают все иностранцы, в частности, и украинцы. У нас там операционный центр, где мы собираем иностранцев, объясняем им требования польских работодателей, обучаем их правилам безопасности во время работы, а также рассказываем о базовых вещах: как пользоваться средствами коммуникации в Польше, где ближайшие магазины, раздаем небольшие словари с основными фразами, создаем им банковские счета, закупаем сим-карты и тому подобное. С нами сотрудничают ряд профессионально-технических школ, и наши работники могут там бесплатно учиться. В этих школах есть также базовые курсы польского языка. То есть мы хотим, чтобы эти люди чувствовали себя в Польше как можно лучше.

УКРАИНЦЫ В ПОЛЬШЕ — НЕ БЕЖЕНЦЫ, А ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ

— В начале этого года в Польше вступил в силу новый закон об иностранцах. По вашему мнению, он осложняет украинцам приезд и трудоустройство в Польше, или наоборот?

— Закон в первую очередь осложнил работу нам, поскольку он накладывает ряд дополнительных обязательств, которые должны выполнить региональные отделы труда, а также и мы — работодатели. В частности, отделы труда должны выполнить значительно больший объем работы по регистрации заявления о намерении трудоустройства иностранца, и это, увы, привело к значительно более длительному периоду ожидания. Эта система недоработана: там есть какие-то ошибки, мы часто не можем зарегистрировать заявления. Но думаю, что сейчас идет переходный период и со временем все как-то стабилизируется. Зато в долгосрочной перспективе этот закон поможет лучше контролировать миграцию, лучше оценить, сколько получено заявлений о намерении трудоустройства иностранцев, сколько из них работает по этим заявлениям и как долго работают.

Я надеюсь, что региональные отделы труда расширятся, поскольку их эффективная работа — в интересах Польши. За заявление о намерении трудоустройства иностранца работодатель платит 30 злотых (свыше 220 грн). На этом основании приезжает работник, который ежемесячно генерирует доходы в виде уплаты налогов в польский бюджет в сумме около 1 тыс. злотых (свыше 7 тыс. грн), уже не говоря об уплате НДС предприятием, которое трудоустраивает иностранца.

— Не можем избежать и политических вопросов. Часто польские политики в публичном пространстве называли украинских мигрантов «беженцами». Как вы к этому относитесь?

— Порой к нам приезжают люди из оккупированных территорий на востоке Украины и мы их трудоустраиваем. Только они не регистрируются как беженцы. Для них самой простой формой попасть в Польшу является получение визы на работу и приезд сюда на основе заявления. Без сомнения, у нас нет миллиона беженцев, а люди из этих регионов приехали сюда по «здоровой» модели — не просить опеки, а работать.

— Что польское государство могло бы еще сделать, чтобы упростить украинским трудовым мигрантам приезд в Польшу?

— В целом процедуры, действующие в Польше, неплохие. Вся структура нормальная, но нужно больше персонала в отделах труда. У них так много работы, что не могут эффективно и быстро обслуживать документацию по такому значительному количеству мигрантов. А это лучшая инвестиция, поскольку работники платят налоги, социальные отчисления, а дополнительно генерируют польский ВВП. А для того, чтобы побороться за лучших работников из-за рубежа, нужно создать специальные пути легализации для IT-сферы, инженеров, слесарей, то есть работников специальностей, относительно которых конкурирует весь мир.

— «Украинцы отбирают у поляков рабочие места», или «украинцы снижают полякам зарплаты» — это часто можно услышать в Польше, даже из уст политиков. Как вы это прокомментируете?

— На этот вопрос лучше ответить цифрами. В Польшу в прошлом году приезжало в общей сложности до двух миллионов украинцев. В этот период уровень безработицы в стране возрастал или снижался?

— Снижался..

— Да, сейчас в Польше он рекордно низкий. Украинцы сейчас спасают польский рынок труда, спасают польские производства, и я убежден, что без этого миллиона работающих мигрантов мы не добились бы такого экономического роста. Нужно себе четко сказать: Польша стала развитой страной, а миграция является частью каждого развитого рынка труда.

В ЕВРОПЕ БУДЕТ РАСТИ КОНКУРЕНЦИЯ ЗА ПРИВЛЕЧЕНИЕ УКРАИНСКИХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

— Каковы дальнейшие перспективы польского рынка труда для иностранцев?

— Хорошая конъюнктура на польском рынке труда продлится еще три-четыре года, когда трудоустройство будет расти. Сейчас вызовом является то, чтобы трудовые мигранты из-за рубежа оставались в Польше, учились, продвигались по работе, покупали здесь жилье, чтобы Польша становилась более приветливой для иммигрантов. Думаю, что это вопрос времени, когда другие страны нашего региона, богаче Польши, откроются для мигрантов из Украины. Сейчас Чехия открывает свой рынок труда, немецкий рынок тоже имеет 1,5 млн вакантных мест труда, и, возможно, они тоже будут делать какие-то упрощения для иностранцев.

— Вы вспомнили о Германии. Насколько обоснованы опасения в Польше, что, когда более развитые страны откроют свою рынки труда, то украинцы массово поедут туда?

— В Польше минимальная зарплата составляет 400 евро, а в Германии — 1,5 тыс. евро. Понятно, если украинцы получают доступ к немецкому рынку труда, то они туда поедут.

— И это является вызовом для польских рекрутинговых компаний?

— Мы тоже сможем обеспечивать работниками и немецкий рынок труда. Но, конечно, все не уедут из Польши. Для тех, кто выучит польский язык и будет иметь возможность получать более высокие заработки, выезд в Германию не будет иметь смысла. Если такой человек будет зарабатывать в Польше 1,2 тыс. евро, а в Германии — 1,5 тыс. евро, но здесь он будет занимать какую-то важную должность, а в Германии будет выполнять тяжелую физическую работу, то конечно же она выберет Польшу. Вопрос в масштабах — часть уедет, но большинство все же останется в Польше.

Источник: Укринформ

ukrinform 0

Популярны новости